Библиография - Отдел дошкольных учреждений Сунженского муниципального района с Серноводское

Перейти к контенту

Главное меню:

Библиография

Пресс центр
Теоретическое обоснование темы
.Понятие «управление» в современном аспекте. Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе.
.Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением.
.Логика построения управленческого цикла. Содержание управленческих функций, основные методы управления.
Практико-ориентированное задание
.Взаимосвязь между функциями управленческого цикла в ходе подготовки к смотру-конкурсу «Зеленый огонек»
.Алгоритм управленческих действий по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении.
Выводы
Список используемых источников

Теоретическое обоснование темы

.Понятие «управление» в современном аспекте. Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
В научной литературе понятие управление трактуется со следующих позиций:
. Управление как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития определенной системы.
.Управление как воздействие одной системы на другую.
. Управление - взаимодействие субъектов.
На современном этапе существует множество характеристик управления. Управление может быть положительным и отрицательным, желательным и нежелательным, иметь атрибутивные свойства или приобретённые.(1)
Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, положением об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования и действует на основании устава, утверждаемого учредителем, договора между учреждением и родителями или иными законными представителями детей.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
ØОхрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни
ØОбеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
ØПриобщение детей к общечеловеческим ценностям;
ØОбеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;
ØВыявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
ØПодготовка к получению основного образования на последующих уровнях;
ØВзаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством Республики Беларусь, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
В дошкольном учреждении создаются органы самоуправления:
ØСовет дошкольного учреждения;
ØПопечительский совет;
ØРодительский комитет.
ØПедагогический совет.
ØСовет методического кабинета
Совет дошкольного учреждения является высшим органом самоуправления и создаётся из числа педагогических работников дошкольного учреждения, родителей или их законных представителей. В состав совета могут входить представители государственных органов управления образования, общественных объединений и иных организаций.
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом дошкольного учреждения и положением о совете образовательного учреждения.
Основные задачи совета дошкольного учреждения:
ØСоздание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников ,родителей или их законных представителей
ØПринятие участия в разработке и реализации внутрисадовых документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.
ØРазработка и реализация совместно с руководителем дошкольног учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.
ØПоддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.
Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.
Родительский комитет является органом самоуправления дошкольного учреждения и создаётся из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.
Родительский комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь ,уставом дошкольного учреждения и положением о родительским комитете общеобразовательного учреждения.
Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:
ØВсемерное укрепление связи между семьёй и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.
ØПривлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.
ØУчастие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.
Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский комитет может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.
Попечительский совет в дошкольном учреждении создаётся в соответствии законом Республики Беларусь « Об образовании» и положением о попечительском совете.
Попечительский совет дошкольного учреждения является органом самоуправления дошкольного учреждения и предназначен оказывать содействие в его обеспечении его деятельности и развитии.
Порядок создания и компетенция попечительского совета определяется уставом дошкольного учреждения. Решение о создании попечительского совета принимается советом (педагогическим советом) дошкольного учреждения.
Функции попечительского совета
ØПопечительский совет организует свою работу на основании устава учреждения образования и Положения о попечительском совете учреждения образования
ØПопечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах учреждения образования, а также интересах организаций, представители которых входят в попечительский совет.
ØПопечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам функционирования и развития учреждения образования.
ØПредставитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления учреждения образования с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.
ØРешения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.
Цель и предмет деятельности попечительского совета
ØОсновной целью деятельности попечительского совета является содействие учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов воспитываемых и обучающихся в учреждении образования, создание благоприятных условий для воспитания, обучения и отдыха детей, педагогического состава и других работников.
Попечительский совет:
ØСодействует обеспечению сочетания государственных и общественных начал в управлении учреждением образования;
ØРазрабатывает и реализует планы своей деятельности в интересах учреждения образования и в соответствии с направлениями работы;
ØСодействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения образования;
ØСодействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы учреждения образования, благоустройству его помещений и территории;
ØСодействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников учреждения образования, защите и реализации законных прав членов коллектива учреждения образования и попечительского совета;
ØОпределяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, на оказание помощи детям, из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, а также осуществляет контроль за их целевым использованием;
ØСодействует организации и проведению социально-культурных мероприятий: концертов, вечеров отдыха, выставок, выставок-продаж, спортивно-массовых и иных мероприятий;
ØВносит на рассмотрение совета учреждения образования предложения об изменении и дополнении его устава, в том числе по перечню образовательных и иных услуг, предоставляемых учреждением образования, по содержанию условий договора учреждения образования с родителями и (или) обучающимися в части оказания дополнительных платных образовательных услуг;
ØРассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом учреждения образования.
Попечительский совет действует на основе принципов:
ØДобровольности членства;
ØРавноправия членов попечительского совета;
ØКоллегиальности руководства;
ØГласности принимаемых решений.
Педагогический совет ? орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с пунктом 3 стать 42 Закона Республики Беларусь «Об образовании»(9).
Функции педагогического совета
Педагогический совет является полифункциональным
В его функциях могут быть выделены такие группы:
ØУправленческие
ØМетодические
ØВоспитательные
ØСоциально-педагогические.
Управленческие (административные) функции педагогического
совета включают следующие разновидности.
ØЗаконодательные
ØСовещательные
ØОбобщающее -диагностические
ØПланово- прогностические
ØЭкспертно - контролирующие
ØКорректирующие
Законодательные:
Выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием
и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования; решений, касающихся выполнения государственных программ, вопросов перевода, награждения; аттестации педагогических работников
Совещательные:
обсуждение объективной информации о состоянии образовательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающее- диагностические:
проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово- прогностические:
обсуждение перспектив развития планирования деятельности коллектива ,выбор учебных планов программ.
Экспертно-контролирующие:
заслушивание отчётов ,заключение о деятельности педагогических работников, О выполнении коллективом Устава дошкольного учреждения, единых требований к детям, о работе с семьями и др.
Корректирующие:
внесение изменений и поправок в планы работы дошкольного учреждения в связи с изменениями социальной обстановки и социального заказа…
Социально-педагогические функции состоят:
в коммуникации связи педагогического коллектива с родителями, учителями, педагогическими коллективами других дошкольных учреждений;
Координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: дошкольного учреждения семьи, общественности, общественных организаций:
Согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
Защите детей и педагогических коллективов выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий труда, питания, соцобеспечения,
приёма и увольнения.)
Руководство учреждением образования осуществляет руководитель, назначаемый в порядке, установленном законодательными актами.
К компетенции учреждения образования относятся:
·подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;
·осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;
·материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;
·привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения образования, дополнительных источников финансовых и материальных средств в порядке, установленном законодательством;
·организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
·разработка и организация утверждения учебных планов и учебных программ;
·осуществление текущего контроля за успеваемостью и промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников) учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;
·осуществление проверки подлинности документов об образовании при приеме на обучение в учреждение образования и наличии сомнений в их подлинности - направление запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
·осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.
·Учреждение образования независимо от его подчиненности и форм собственности обязано:
·осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;
·осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;
·содействовать деятельности педагогических и методических объединений;
·содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.
·Учреждение образования несет в установленном законодательством порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
·несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;
·действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время образовательного процесса;
·несоблюдение норм санитарного законодательства;
·нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования.
В современном обществе очень часто можно услышать такое слово, как «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие трактуется, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.»(2)
Организация педагогического процесса рассматривается нами как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.
Дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДУ без целенаправленного и научно обоснованного управления.
К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.
Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя назначение дошкольного образовательного учреждения, его место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.
Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.
Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.
.Становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий целостной, самобытном авторской педагогической системы).
.Поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация.
.Обеспечение оптимального функционирования системы.
.Развитие системы, перевод се из существующего в новое, качественно более высокое состояние (предусматривает актуальность функций: прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь ДУ, создание на его базе экспериментальных площадок).
К свойствам управления можно отнести: целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого - воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности
.Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
управление дошкольный педагогический руководство
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.
Для успешного осуществления деятельности заведующему, прежде всего, необходимо иметь определенные теоретические знания и соответствующие практические умения.
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье - это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.(Белая, Дошкольное образов)
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».(1)
Принципы управления:
.Лояльность к работающим.
.Ответственность как обязательное условие успешного управления,
.Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
.Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
.Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
.Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
.Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
.Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
.Честность и доверие к людям.
.Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
.Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
.Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.(6)
Содержание деятельности по управлению педагогическим коллективом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен владеть культурой руководства коллективом.
Культура руководства - это умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы. В это понимание входит как личная культура, так и культура процесса управления. Большим авторитетом пользуется руководитель, умеющий быть больше и лучше других и при этом быть высококультурным, воспитанным и скромным человеком. Успех в руководстве людьми определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости. Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе и его влияние на коллектив оказывается очень сильным. Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость, чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его положение среди сотрудников, делают уважаемым человеком. Все это помогает сделать работу в коллективе слаженной и успешной. Учитывая высокую квалификацию современного педагога, руководителю нельзя ограничиваться лишь неглубоким анализом его работы и распоряжениями по поводу проведения занятий и других режимных моментов. Его задача - вникнуть в содержание труда воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, направить на совершенствование методики воспитательно-образовательногo процесса. Здесь особое значение приобретает, индивидуальный подход, умение понять каждого человека. Организаторские способности - необходимое качество для управленца, особенно дошкольным учреждением. Руководитель разрабатывает годовые и календарные планы; определяет обязанности между членами коллектива; использует более действенные меры для стимулирования труда сотрудников; контролирует и анализирует работу воспитателей, правильно и своевременно оформляет документацию. Ведущей линией руководителя в управлении ДУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.
Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы дошкольного учреждения, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

.Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла

Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее постоянного совершенствования и повышения эффективности, зависящей от взаимодействия различных факторов.
Одной из важных категорий управления являются функции. К основным функциям можно отнести:
·планово-прогностическая функцию, обеспечивающюю сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования;
·информационно-аналитическую функцию ? предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;
·мотивационно-целевую функцию, которая предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);
·организационно-исполнительскую функцию, которая относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности в ДУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;
·контрольно-диагностическую функцию, предполагающую сочетание административного и общественного контроля внутри ДУ с самоанализом участников педагогического коллектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);
·регулятивно-коррекционную функцию, которая предполагает внесение корректив в управление учреждений с помощью оперативных линий.
Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы учреждения.
Планирование одна из важнейших функций руководителя. Обязательной и важной составной частью функции планирования является выбор и определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования, определение воспитательных возможностей каждого ребенка в зоне его потенциального развития. Планирование предполагает также подробное описание путей и средств достижения целей. На основе годового плана составляются планы работы всех должностных лиц. В дошкольном образовательном учреждении существуют следующие формы плана: текстовая и графическая.
В текстовой форме плана отражается система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения.
В графической форме указаны этапы организационной, социальной, пропагандистской, педагогической работы, определяются ответственные, сроки и перспективы.
Графическая форма гарантирует наглядность планирования, способствует обеспечению равномерности работы, помогает увидеть связь между мероприятиями, облегчает контроль над выполнением плана.
Сочетание двух форм (графического и текстового плана) по мнению педагогов-практиков - это оптимальный вариант планирования в целях распределения всей работы во времени и пространстве.
Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне.
Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного учреждения предупреждают дублирование специалистами деятельности друг друга, дают возможность охватить все звенья организации управления.
Знание уровня образования, опыта работы, теоретической и методической подготовки, деловых и личностных качеств заместителей позволяет руководителю ДОУ правильно распределить функциональные обязанности, осуществить разделение, решить вопрос о кооперации труда и создании необходимого микроклимата в управленческом аппарате, руководить деятельностью заместителей с учетом возможностей каждого из них.Важнейшая цель организации как функции управления детским дошкольным учреждением состоит в том, чтобы добиться организационного единства коллектива. Для этого необходимо четко определить, кто, когда и как осуществляет свою деятельность, взаимодействуя при этом с другими членами коллектива. Организация в системе управления определяет место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленной цели («кто и что?»), обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей («чем и как?») и («где и когда?»), создает систему необходимых при этом организационных отношений и тем самым определяет решение таких вопросов, как «кто и с кем?» и «кого и куда?». Правильная организация работы определяет специфику управленческой деятельности руководителей дошкольного учреждения, с помощью которой она осуществляется на практике.
Руководство - это управленческое действие, предполагающее, прежде всего, мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения (М.М. Поташник). Проверка результата деятельности включает контроль, и коррекцию.
Одной из функций руководителя является контроль за состоянием воспитательно-образовательного процесса и его выполнением. Контроль - это оценка деятельности сотрудников или всего дошкольного учреждения. После проверки осуществляется коррекция. М.В. Поздняк, Л.М. Деникина отмечают, что умение контролировать - такое же искусство, как и умение принимать решения. Контроль обязательно должен быть спланированным, это помогает контролировать все сферы деятельности дошкольного учреждения.
Коррекция - вид регулирования по результатам обратной связи в процессе управления. Любой контроль должен быть организован с целью помочь сотрудникам в организации воспитательно-образовательного процесса.
В своей работе любой руководитель должен использовать разнообразные методы управления. Рассмотрим основные.
Существуют четыре основные группы методов управления:
·экономические;
·организационно-административные;
·социально-психологические;
·организационно-педагогические методы.
Экономические методы помогают руководителю осуществлять хозяйственную деятельность, решение экономических вопросов работы дошкольного учреждения.
Организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника.
Социально-психологические методы направляют коллектив ДУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы для педагогической деятельности.
Организационно-педагогические методы характеризуется участием педагогов в управлении ДУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.
При выборе методов управления необходимо учитывать следующие факторы:
·стратегические и тактические задачи;
·особенности людей (педагогов, родителей, детей), в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие);
·сравнительную эффективность различных методов управления;
·меру в использовании тех или иных методов и их взаимосвязь;
·особенность ситуации, исчерпанность других средств; наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;
·морально-психологические, материальные и прочие условия;
·возможности, умения подчиненных; традиции, отношение данного коллектива к тому или иному стилю управлении.
Для грамотного управления заведующий использует разнообразные формы работы с кадрами: индивидуальные (посещения групп с последующим анализом, взаимопосещения, консультации, личный показ методов и приемов работы и др.) и коллективные (педагогические советы, семинары, практикумы, открытые просмотры игр, занятий, прогулок и т. д. ). Они помогают обеспечить оптимальное решение поставленных перед дошкольном учреждением задач в возможно короткий срок, доводить начатое дело до конца, видеть перспективу и увлекать ею коллектив. Заведующий обязан помнить о том, что руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им.
Важно грамотно построить алгоритм управления в дошкольном учреждении. Управления в дошкольном учреждении представляет собой определенную структуру. Для того, чтобы охарактеризовать структуру управления, необходимо, прежде всего, назвать ее состав, перечислить все части, из которых состоит та или иная система, обозначить связи между ними, т.е. показать, кто кому подчиняется (отношения, субординация, координация).
Структура находится всегда в динамике, т.е. в реальном, существующем, меняющемся и развивающемся образовании.
Виды структур:
. Инвариантная - (наиболее общая, типичная, одинаковая для всех) структура.
В ней выделяются четыре уровня управления:
  • уровень заведующего;
  • уровень его заместителей и других членов администрации;
  • уровень воспитателей и других педагогов;
  • уровень детей.
Рассмотрим перечисленные уровни структуры управления.
Первый уровень.
Заведующий - главное административное лицо, выбранное коллективом или назначенное государственным органом, несущее персональную ответственность за все, что делается в ДУ всеми субъектами управления.
Совет ДУ, педагогический Совет, Попечительский Совет - обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития ДУ, всех его подразделений.
Второй уровень - заместители заведующего, психологи и педагоги дополнительного образования, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.
Через них заведующий ведет опосредованное руководство системой дошкольного учреждения в соответствии с заданными целями, программой и ожиданием результатов, добивается воплощения поставленных задач.
Третий уровень - воспитатели, родители. Функции любого человека на этом уровне управления не исчерпываются правовой регламентацией, его полномочия неразрывно связаны с его личностью.
Четвертый уровень - дети.
. Оптимальная структура.
Необходимо создать модель структуры управления ДОУ, где каждый субъект имеет свое предназначение, Конкретные цели, и должен четко знать свой функционал.
Рациональное распределение функциональных обязанностей в управлении ДУ:
  1. Необходимо максимально использовать сильные стороны педагогов, которые в данный момент работают в учреждении.
  2. Руководство вакантными участками необходимо временно брать на себя заведующему или его заместителям, срочно подыскивая нужного человека.
  3. Четкое определение функционала. Письменно зафиксировать все функциональные, должностные обязанности, выполняемые за плату или на общественных началах каждым человеком. Обязанности должны быть утверждены приказом. Письменно зафиксированный перечень обязанностей субъектов управления мобилизует их и организует каждого. Четкое распределение функциональных обязанностей предотвращает конфликты, неразбериху. Неукоснительное выполнение своих функциональных обязанностей каждым субъектом управления. Каждый должен выполнять только свой функционал.
  4. Эффективность и качество управления требует разделения труда и кооперации всех субъектов управления.
  5. Конструирование различных вариантов распределения функциональных обязанностей, сравнение их эффективности и выбор оптимального.
Специфика и особенности деятельности управленческого персонала дошкольного учреждения в современных условиях, требует не только знания нормативных, правовых и других локальных документов, но и умения организовать успешную работу педагогического коллектива, родительской общественности по воспитанию и образованию детей. Без этого невозможно выполнить задачи, которые поставлены перед системой дошкольного образования Республики Беларусь в общем и в дошкольном учреждении в частности. Эффективная и результативная работа всего педагогического коллектива
ДУ зависит от согласованных действий заведующей и заместителя заведующей по основной деятельности. Управленческие функции их определяются в соответствии с требованиями должностных инструкций в которых чётко указаны и определены функциональные и должностные обязанности. Одной из главных функций деятельности дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного процесса.
Так, в функциональные обязанности заведующего дошкольного учреждения входит выработка и принятие решения по обеспечению системы образовательной и административно-хозяйственной работы дошкольного учреждения. Именно руководитель окончательно определяет цели и задачи развития ДУ, планирует его работу с целью осуществления мер по реализации задач, стоящих перед коллективом. В функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения входит осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и хозяйственной деятельности ДУ, регулирует постоянное поддержание необходимого уровня организации деятельности ДУ. Руководитель ДУ разрабатывает в соответствии с целями ДУ, на основе программы его развития конкретные должностные обязанности сотрудников ДУ, а также штатное расписание. Подбирает и принимает на работу сотрудников. Поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Уделяет первостепенное внимание созданию положительного образа, имиджа ДУ в своём районе. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Несёт ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Использует современные технологии управления, прогностический тип управления.
Заместитель заведующего по основной деятельности вместе с заведующей ДУ осуществляет руководство ДУ. В её функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной и методической работой в дошкольном учреждении. Организация текущего и перспективного планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и обеспечивает их полное и качественное выполнение. Осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса. Организует просветительскую работу для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанников. Организует работу по изучению передового педагогического опыта. В должностные обязанности заместителя заведующего входит оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Составляет расписание учебных занятий, Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, оказывает помощь в проведении мероприятий, вносит предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов. Принимает участие в работе по подготовке педагогического совета, организует и контролирует выполнение его решений. Занимается вопросами по организации и оснащению групповых помещений современным оборудованием, наглядными пособиями, организует работу методического кабинета. Осуществляет контроль за работой воспитателей, обеспечивает взаимосвязь в работе ДУ, семьи, школы.

Практико-ориентированное задание

.Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении

Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету.
Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки.
Проективно-конструктивная позволяет спланировать педагогический совет, определить его перспективы, наметить ход и трудности, которые могут возникнуть и этапы их разрешения. Намечаются цели, темы, проблемы.
Изыскательно-иновационная функция направляет заместителя заведующего на поиск и отбор новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приемов организации педагогического совета с целью вызвать интерес у педагогов, сделать эту форму работы более полезной и целесообразной.
Организационно-регулирующая функция направлена на организацию деятельности педагогического коллектива, его сплочения, создании благоприятного социально-психологического климата. Нахождение наилучшего практического применения способности каждого члена педагогического коллектива для достижения общих целей. Данная функция реализуется на этапе организации самого заседания.
На активизацию, стимулирование деятельности педагогов направлена стимулирующая функция. Педагоги должны быть заинтересованы в решении проблемы, поставленной на обсуждение на педагогическом совете, видеть возможные варианты ее решения.
Немаловажную роль в подготовке и проведении педагогического совета играет информационно-нормативная функция деятельности педагога. Она проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов.
Особую роль в подготовке и проведении педагогического совета отведена контролирующей функции. Заведующий и заместитель заведующего по основной деятельности осуществляют контроль по критериям оценки деятельности педагогов по теме педагогического совета, контролируют выполнение решений педагогического совета.
На администрацию дошкольного учреждения возложена функция выработки решений. Процесс принятия решения проходит 4 этапа. Прежде всего, это тщательная подготовка решения, которая включает всестороннее обдумывание и изучение условий, в которых оно дается. Далее следует выработка и принятие самого решения, организация исполнения. Заключительным этапом в данном процессе является проверка исполнения, педагогическая оценка результатов.
Схема педагогического совета
. Этап разработки
определение цели, темы, проблемы
разработка плана педагогического совета
распределение педагогического коллектива на проблемные группы
публикация общего плана
разработка вопросов для изучения
. Этап подготовки
изучение теории
анкетирование, интервью
исследование
посещение занятий
подготовка предложений к решению
изучение документации
теоретические семинары
оформление наглядности
. Этап заседания
выступление проблемной группы
обсуждение, рекомендации
принятие решения
. Этап последействия
оформление методических бюллетеней
анализ и рефлексия
выполнение решений.
ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ
.Заместитель заведующего по основной деятельности готовит перечень вопросов, помогающих раскрыть глубину данной темы. Это помогает воспитателям активно участвовать в обсуждении, вносить свои предложения, вырабатывать продуманные решения.
. В методическом кабинете необходимо оформить специальный стенд «Готовимся к педсовету»:
указывается дата, повестка, ф. и. о. выступающих;
инструктивно-директивные документы по данному вопросу;
список методической литературы, статей из журналов;
методические рекомендации по данному вопросу,
объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету;
вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения;
материалы из опыта работы воспитателей,
вопросы к обсуждаемой теме.
.Учитывая тему ближайшего педсовета, заведующая и заместитель заведующего по основной деятельности проводят наблюдения педагогического процесса, анкетирование педагогов. Анализ результатов (составление диаграмм, составление справки, выводы и рекомендации) дает руководителю конкретное представление о работе коллектива, возможность ориентироваться в обсуждаемых вопросах.
. Заместитель заведующего по основной деятельности консультирует выступающего педагога в выборе литературы, составлении плана доклада, в использовании своего личного опыта в качестве иллюстрации теоретических выводов. Докладчик изучает инструктивные документы, методическую литературу, знакомится с передовым опытом, просматривает детские работы, которые будут использован им при иллюстрации отдельных положений доклада, анализирует свой опыт и опыт товарищей. Руководитель помогает педагогу сделать анализ работы и выделить главные направления в работе с детьми.
При подготовке к педсовету начинающим педагогам полезно предложить посмотреть, как решается тот или иной вопрос у опытного воспитателя. Педагогам-мастерам заведующая помогает обобщить свой опыт. Руководитель просматривает до педсовета тезисы доклада.
. Работа аналитической группы (эта группа дает анализ: какие недостатки обнаружились при проведении педсовета, что помогло при проведении педсовета).
. Выработка проекта решения.
7.Рационалъное размещение участников. Помещение должно быть подготовлено: поставлены большие столы, стулья, размещена доска для иллюстрации материала к докладу
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
.Педсовет начинается с информации о том, как выполняются решения, принятые ранее.
. Краткое вступительное слово должно сосредоточить внимание коллектива на важности обсуждаемого вопроса и показать основные направления обсуждения.
. В ходе педсовета заведующая внимательно слушает выступающих, тактично направляя выступления в нужное русло, чтобы сделать прения деловыми, принципиальными.
.Руководитель задает тон в создании обстановки доброжелательности, принципиальности, умения правильно воспринимать критику.
. При проведении педсовета необходимо соблюдать четкий регламент, не допускать отступление от темы.
. Воспитатель дает анализ своей деятельности, отмечает не только достижения, но и промахи, иллюстрирует свое сообщение примерами удачно найденных методов и приемов, которые помогли ему достигнуть намеченной цели, показывает эффективные пути педагогического влияния на них.
.В обсуждении работы докладчика принимают участие все присутствующие воспитатели.
.Каждый вопрос обсуждается по-деловому, придерживаясь регламента. Все члены совета должны учиться говорить коротко и только по существу вопроса, не допускать отступлений от темы.
9.Заключительное слово председателя содержит оценку деятельности педсовета, показывает направление работы для решения поставленных вопросов, обобщает выступления

Взаимосвязь между функциями управленческого цикла в ходе подготовки к смотру-конкурсу «Зеленый огонек»
Цели руководстваПланирование руководстваОрганизация деятельности коллективаТекущий контроль и педагогический анализРегулирование руководства на основе данных контроляИтоговый контроль и принятие новых управленческих решенийПроверка выполнения решенийОрганизовать и провести смотр-конкурс на тему «Зеленый огонек» по правилам дорожного движения. Пополнить предметно-развивающую среду групп дидактическими пособиями и наработками по правилам дорожного движенияРазработать Положение о смотре-конкурсе, включающее в себя критерии оценки деятельности педагогов по направлениям: организация предметно-развивающей среды; работа с детьми по проблеме, знания детей ПДД в соответствии с возрастом, организация сотрудничества с родителями. Оговорить условия присуждения призовых мест, поощрение. Сроки подготовки и проведения конкурсаМетодические часы, консультирование, индивидуальные формы работы с кадрами, открытые просмотры. Организация школы ППООсуществление контроля по критериям оценки деятельности педагогов. Подведение итогов контроля, анализ полученных результатовМетодическая помощьОрганизация смотра-конкурса с участием заявленных групп. Выработка решений, рекомендаций и предложений.КонтрольВыводы

На основе анализа научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:
.Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.
.Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.
.Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РБ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса. Руководители должны соответствовать современному обществу: быть высоко культурными, образованными, обладающими деловыми качествами, способностью управлять экономическо-хозяйственным механизмом дошкольного учреждения
.Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Список используемых источников

1.Пронина, А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. ? Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.- 162 с.
2.Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. - М: «Сфера»,1996.?56 с.
.Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением/ А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. ? М.: Просвещение, 1984 .?234 с.
4.Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. - М: Новая школа,1997 - 48 с.
5.Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК: в 2-х частях/ Т.П. Колодяжная. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2002.-Ч.1.- 128 с.
6.Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед. вузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.?432 с.
7.Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект/ Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
8.Закон Республики Беларусь об образовании в Республике Беларусь [www.pravo.by] [12.12.2011]
.Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 г. № 66 «Об утверждении положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования» [www.pravo.by] [12.12.2011]

 
Поиск
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню